Книга «Замок роз»

gallery/река

Фото: © Геннадий Калашников, 2018

 

Инновационный книжный проект: новаторская книга стихотворений и манифестов. В поэтической книге «Замок роз», изданной в Москве в 2018 году, стихотворения о светлом и прекрасном, литературные манифесты и шесть рецензий на рукопись от поэтов и литературоведов. Поэтические произведения — в стилях бельканто и саншайн направления метамодернизм. Манифесты — о формах и смыслах поэзии. Рецензии на рукопись — от профессиональных литераторов, в том числе от Натальи Ахпашевой, поэта с тремя высшими образованиями и учёной степенью по филологии, и от Дмитрия Бобышева, всемирно известного поэта из «ахматовского квартета», профессора американского университета в течение более чем двадцати лет, литератора с легендарной биографией, связанной с Ахматовой и Бродским.

 

Бельканто

 

Манифест о поэтическом стиле бельканто: о художественной форме, о развитии поэтического искусства, об эстетическом новаторстве, которое не изменяет обычное до неузнаваемости, а гармонизирует его, инициирует повышение известных уровней, открывает новые пути искусства, преобразующие литературные традиции, о произведениях на языке XXI века с почтением к классике и позитивными переоценками опыта предыдущих поколений, об экспериментальной литературе, ориентированной на обновление принципов письма, высокий уровень технического качества стихотворений, фонетическую гармонию поэзии, о системе норм поэтического языка, применимой полностью или частично по мере способностей и желаний, о критериях для виртуозной поэзии.

 

Саншайн

 

Манифест о стиле саншайн: о тематике современной литературы, о смыслах поэзии, о гуманизме в поэтическом искусстве, об ответственности создателей произведений литературы и искусства перед современниками и потомками, о поэзии со знаком плюс, о предпочтениях художниками слова и другими творческими людьми оттенков радости, счастья, светлой грусти вместо красок мрачного уныния или разрушающей депрессивности, об изменении поэзией к лучшему души человека и взаимопонимания между народами, о необходимости заботиться о здоровье, благоденствии, долголетии ближних и дальних, а не пиарить низменное, приближающее к концу света, о творчестве на благо мира, а не во вред себе, другим личностям, обществу, о нежности к миру и людям, об отказе в художественных высказываниях по возможности от серого, чёрного, грязного в пользу многоцветности и духовной силы, о возвышенной поэзии.

 

Поэтическое издание «Замок роз» выставлялось на Московской международной книжной ярмарке в 2018 году. Книга в твёрдой обложке, на мелованной бумаге, очаровательная. Автор считает приятной обязанностью выразить признательность чудесному меценату Марине Дмитриевой, замечательному московскому издательству «У Никитских ворот», литературному редактору книги Наталье Ахпашевой, деликатной и мудрой, талантливым и очень добрым литераторам, авторам рецензий на рукопись: Наталье Ахпашевой, Дмитрию Бобышеву (США), Валентине Ерофеевой-Тверской, Геннадию Калашникову, Нине Красновой, Станиславу Секретову и авторам отзывов об изданной книге: Ольге Глапшун (Испания), Анне Ставинской, Матвею Давыдову, Валерию Сабитову. На данной странице приведены цитаты из рецензий, а также из моих заметок «Белькантовые стихи» и «О чудесах и метамодернизме».

gallery/обложка

«Возможно, поэтесса экспериментирует в области формы, стремясь отыскать некую формулу совершенства? Отчасти это подтверждает Манифест о поэтическом стиле бельканто. Я согласна с его требованиями — как автор, признавая их своего рода „техническим“ ориентиром. Из опыта скажу, что достичь полного соответствия непросто, и меня впечатляет, что стихи самой Пушиной приближаются к задекларированному в отношении формы абсолюту».

 

Наталья Ахпашева, поэт, литературовед

 

«Мне по душе и более высокая мера, которую поэтесса предъявила себе и другим. Я имею в виду очень удачно, даже афористично выраженную идею, вложенную в знаменитую шекспировскую строчку из „Гамлета“. Я сам в своё время ответил на этот вопрос недвусмысленно: „Быть и противобыть!“, выражая свою гражданскую позицию. Но Лариса Пушина неожиданно и совершенно правомочно повернула смысл этой дилеммы: „Быть или не быть достойным неба!“ Это — крупно. Это — девиз, словесная эмблема поэзии, жизни и, может быть, литературной судьбы. Важно вовремя сделать этот выбор и держаться его всегда».

 

Дмитрий Бобышев, поэт, литературовед (США)

 

«В душе поэта глубинная связь с пространством и временем. Явь, переплетённая с неведомым миром, интригует, завораживает и не оставляет возможностей для равнодушия. Рядом с любовной и пейзажной лирикой в книге возникают фантастические, кое-где перегруженные образами и тайными смыслами строки и строфы, но всё естественным путем сращивается, делается единым и неделимым».

 

Валентина Ерофеева-Тверская, поэт


«Книга Ларисы Пушиной радует, удивляет, потрясает и привлекает к себе особое внимание тем, что автор стремится в стихах не просто выразить свои мысли, чувства, переживания, своё видение и восприятие мира, но сделать это с высоким искусством, в стиле литературного бельканто (красивого, благозвучного, музыкального стихосложения) и в стиле саншайн (светлого творчества, насыщенного не негативной, а позитивной энергией)».

 

Нина Краснова, поэт

 

«Стихи её книги „Замок роз“ созданы по законам пламенеющей, светящейся прекрасной музыки. Можно, конечно, спорить с иными положениями манифестов, можно усомниться, что все они применимы к творческому волеизъявлению, что поэзия живёт только в прекрасных, гармоничных формах, но вспомним слова Пушкина и оставим поэту право на свои законы. Ясно одно: манифесты Ларисы Пушиной утверждают поэзию как чудо, как живое, трепетное движение души, как вольное парение слова. „Есть два способа жить. Первый — словно чудес не существует. Второй — будто всюду чудеса“, — цитирует поэтесса Альберта Эйнштейна. И совершенно ясно, какой из способов она для себя и своих стихов выбирает».

 

Геннадий Калашников, поэт

 

«В поэзии Ларисы Пушиной сочетаются мудрость, гармония и неуёмная тяга к познанию мира. Её стихи легки и воздушны, но в то же время они наполнены глубокими наблюдениями. Философский взгляд на природу, изучение жизненных смыслов, поиски красоты в мелочах…»

 

Станислав Секретов, критик

 

«Помимо новшеств, таланта, глубоких познаний важна личность самого автора. Именно она — тот свет, который озаряет его творчество. И тут самое время сказать о “стиле смыслов“ произведений Ларисы Пушиной — саншайн! Как многие другие люди, не могу не процитировать его ключевую формулу: „Смысл жизни — стать или не стать достойным неба“. Каждый, кто ещё не успел ознакомиться с Манифестом о стиле саншайн, может прочувствовать всю суть и глубину авторской и жизненной позиции Ларисы Пушиной уже по одной этой формуле».


Ольга Глапшун, поэт, филолог (Испания)

 

«В произведениях Ларисы Пушиной подчёркивается интерес к возрождению ценностей, важных для большинства людей. В творчестве поэтессы читатель отчётливо услышит отголоски великого, увидит обращения к наследию классиков. Сохранение традиций сочетается с современными тезисами, а также с виртуозностью стихотворений. Стихотворения привлекают изяществом, интересными сочетаниями слов, неординарными рифмами, удивительной свежестью, замечательной лёгкостью. <...> Книга предлагает начинающим и давно пишущим поэтам, современным и тем, кто увлечётся поэтическим творчеством в будущем, о многом в жизни и в искусстве задуматься. Книга Ларисы Пушиной „Замок роз“ помогает понять, что сочетать высокие уровни технического качества и фонетической гармонии с небезынтересными смыслами при создании стихотворений — во-первых, возможно, во-вторых, увлекательная интеллектуальная игра, сравнимая с шахматами, в-третьих, способствует развитию поэтического искусства».


Анна Ставинская, философ, романист

 

«Говоря о книге Ларисы Пушиной „Замок роз“ (Москва, издательство „У Никитских ворот“), сложно промолчать о том, что её произведения меняют представления о современной поэзии. <...> „Замок роз“ — книга революционная. Но это не чеканные строки, предполагающие прочтение с трибуны и окатывающие читателя ледяной водой. Это тёплые светлые стихи, звучащие на понятном читателю языке. Они интеллектуальны, но не злы, интимны, но не вульгарны. Следуя метамодернистским манифестам бельканто и саншайн, Лариса Пушина сумела соединить в своей книге традиции и эстетическое новаторство, инновации в сфере художественной формы и тематики произведений, романтику и серьёзность, сияющий позитив и прагматизм, позволившие создать стихотворения, необыкновенно яркие по смыслам, а технически и фонетически близкие к совершенству».

 

Матвей Давыдов, книжный блогер

 

«Стихи в стиле бельканто... Не увлечён поэзией. Но тут — внутреннее чувство (Альтер-Эго?) направило. У поэтессы обширная картина мира, обильная смыслами и чувствами. Отсюда — нежданные столкновения-сплетения метафор, яркие ассоциации с отдалённым. Полутона эмоций перетекают в моё воображение. Общее впечатление — лёгкая радость».

 

Валерий Сабитов, писатель, философ


Относительно современной поэзии — и применительно к себе во всех сферах — лучше быть за прогресс. И за стремление к совершенству. Разумное, без фанатизма, без осуждения тех, кто не склонен к перфекционизму. <...> Белькантовые стихи редки у литераторов прошлых веков, писавших с древними для нас представлениями о возможностях языка и без глобальной сети, программ, гаджетов. Несколько чаще стихотворения бельканто встречаются у современных поэтов. Белькантовые произведения не лучше и не хуже других, просто они есть. Существуют, обладают определёнными признаками, могут быть распознаны любым человеком.

 

Белькантовые стихи

 

В качестве трендов нового столетия метамодернизмом декларируются прагматический идеализм, умеренный оптимизм, позитивные переоценки опыта предыдущих поколений, интерес к подвигам, героям, великому, сохранение и развитие традиций, произведения с перекличками с классикой и с почтением к ней на языке, более соответствующем XXI веку, — о вечном, о ценном для людей многих поколений, об универсальных истинах, переход от мрачного зубоскальства и саркастических деконструкций к возвышенным произведениям, серьёзности, бесконечной сложности, романтике.

 

О чудесах и метамодернизме

 

Open Eurasia

 

Стихотворения из книги «Замок роз» включены в шорт-лист Международного конкурса Open Eurasia в категории Поэзия в рамках Open Eurasia Literature Festival & Book Forum.

 

Страница с произведениями на сайте Open Eurasia Literature Festival & Book Forum

 

Список финалистов Международного конкурса Open Eurasia

 

На Благо Мира

 

Книга «Замок роз» вошла в шорт-лист Национальной премии за доброту в искусстве «На Благо Мира» в номинации «Художественная литература».

 

Страница книги «Замок роз» на сайте проекта «На Благо Мира»

 

Список финалистов Национальной премии «На Благо Мира»

 

Пушкин и XXI век

 

На основе идей и критериев литературных манифестов, впервые полностью опубликованных в книге «Замок роз», создан проект «Пушкин и XXI век» с более чем 100 поэтами, критиками, литературоведами, филологами в жюри — премия за возвышенную виртуозную поэзию и проект по содействию ренессансу и развитию поэтического искусства.

 

Сайт проекта «Пушкин и XXI век»

 

Рецензии

 

https://larissapushina.ru/reviews/

 

Отзывы о стихах

 

https://larissapushina.ru/comments/

 

Стихи

 

https://larissapushina.ru/poems/

 

Печатное издание, Москва, «У Никитских ворот», 2018

 

Пушина, Л. Ю. Замок роз. / Л. Ю. Пушина. — Москва: У Никитских ворот, 2018. — 500 экз. ISBN 978-5-00095-579-6.

 

Лабиринт

https://labirint.ru/books/659936/

 

Издательство «У Никитских ворот»

http://uniki.ru/2018/09/06/zamok-roz/

 

Цифровая книга, Екатеринбург, «Издательские решения», 2019

 

Пушина, Л. Ю. Замок роз. / Л. Ю. Пушина. — Екатеринбург: Издательские решения, 2019. ISBN 978-5-0050-4786-1. 

 

ЛитРес

10 форматов

 

Google Play

для Windows, Mac, Android, iPad/iPhone, Barnes & Noble Nook, Aluratek Libre e-Book Reader Pro, Sony Reader


Apple Books

для Mac, iPhone, iPad