Анна Ермакова — филолог, исследователь искусства, в том числе поэтического. В сфере интересов философия, зарубежная культура, классическая и современная литература.
Современный мир полон депрессивной и саркастичной литературы, в которой зачастую царят мрак, злоба и цинизм. Но в наши дни можно встретить немало авторов, делающих в своем творчестве акценты на позитивном и прекрасном. Дебютная книга Ларисы Пушиной «Замок роз» посвящена сияющей поэзии, любви к миру и людям, творчеству, дарующему свет.
Книга «Замок роз», выпущенная московским издательством «У Никитских ворот», включает в себя несколько рецензий на рукопись. В них мнения профессионалов поэтического искусства и профессиональных литературоведов. Литераторы высказывают мнения о поэзии в стилях бельканто и саншайн, о смыслах и образах в стихотворениях Ларисы Пушиной, рассуждают о поэтическом искусстве.
Открыв издание «Замок роз», читатель сначала найдет пролог с заметками Ларисы Пушиной «Белькантовые стихи» и «Спасибо любимым людям», а далее представлены суждения о рукописи книги от профессиональных литераторов. В основной части книги — стихотворения, созданные в стилях бельканто и саншайн направления метамодернизм. Число стихотворений: тридцать пять. Обычное для поэтических книг количество. Стихотворных строк даже немного больше, чем в большинстве книг поэзии. Завершается издание литературными манифестами.
Стихотворения, представленные в данном издании, относятся к направлению метамодерн, актуальному направлению в искусстве XXI века. И хотя это направление противопоставляется постмодернизму с его депрессивными и мрачными произведениями, зубоскальством, беспросветным сарказмом — метамодерн вбирает в себя некоторые постмодернистские черты. В произведениях метамодернистов можно встретить и иронию, и скептицизм. Метамодерну свойственны колебания и переменчивость, постоянные сомнения в выборе между тенями и светом. Но чаще всего акценты делаются на позитивной энергии, серьезности, романтике, изысканности, бесконечной сложности.
Строки стихотворений Ларисы Пушиной наполнены оптимизмом и верой в духовные силы людей. Красной нитью проходит мысль: каждый человек способен стать светлее, счастливее, достойным неба вне зависимости от обстоятельств, что даны благодаря условиям рождения, способностям, предприимчивости. Обстоятельств, что нередко кардинально не улучшить, так что работать над улучшением своего существования непременно стоит, но бесполезно о нехватках и недостатках своей жизни переживать, злиться на себя и других людей, завидовать, предаваться негативным мыслям, делать несчастными минуты и дни близких.
«…Всегда можно изменить отношение к окружающему и окружающим. И жить счастливо сегодня, а не в отложенной до неведомых или невозможных дорожек реальности. Получается без преступлений, правонарушений, грехов достичь сказочно комфортного существования? Замечательно, радуйтесь, помогайте другим. Не слишком благосклонна судьба? Подумайте о тех, кому хуже, чем вам. И не совершайте ни правонарушений, ни грехов, в частности, не предавайтесь унынию. Вряд ли стоит терять или повреждать вечные души из–за земных слабостей, суеты, кратковременных удовольствий. Даже если вы верите, что мир появился сам по себе. Вдруг ошибаетесь вы, а не миллиарды людей, приверженцев мировых религий?» — пишет Лариса Пушина в Манифесте о стиле саншайн. И включает тезисы своих манифестов, заметок, эссе в поэтические произведения.
Пусть не изменит это хрупкий срок эфеба.
Мы здесь — до вечности, а для любого суть —
Стать ангелом, достойным неба,
Сияние во мглу плеснуть.
В произведениях Ларисы Пушиной подчеркивается интерес к возрождению ценностей, важных для большинства людей. В творчестве поэтессы читатель отчетливо услышит отголоски великого, увидит обращения к наследию классиков. Сохранение традиций сочетается с современными тезисами, а также с виртуозностью стихотворений. Стихотворения привлекают изяществом, интересными сочетаниями слов, неординарными рифмами, удивительной свежестью, замечательной легкостью.
Стихотворения написаны в стиле бельканто. Это стиль направления метамодернизм в искусстве XXI века. В поэтических произведениях Ларисы Пушиной царит гармония, прежде всего фонетическая, и изысканная красота. Автор утверждает, что современным литераторам, которым доступны миллионы источников сведений о стихосложении, непозволительно писать дисгармоничные стихи с ужасными рифмами. Но не раз подчеркивает, что тезисы ее манифестов лишь для самосовершенствования, а к творчеству других людей стоит относиться с нежностью, как ко всему в мире. Если что-нибудь не нравится, молча проходить мимо, не множить скорби, ненависть, отрицательные чувства и эмоции, их на планете и без намеренного приумножения слишком много.
В произведениях Ларисы Пушиной сохраняются традиции великой российской поэзии, переосмысливается опыт предыдущих поколений поэтов, при этом стихи написаны на современном поэтическом языке. В строках гармонично сочетаются классика и XXI век.
На сайте поэтессы и на ее страницах в социальных сетях можно ознакомиться с отзывами людей различных профессий из разных стран о ее стихах. Многие читатели сравнивают эти стихотворения с литературой Серебряного века.
Не знаю, с кем из стихотворцев сравнить эту поэтессу. За исключением нескольких произведений, определенно созданных в качестве ответов классикам, отголоски и аллюзии тончайшие, это словно все поэты прошлого и настоящего сразу и никто по отдельности. Последователем кого-либо конкретно Ларису Пушину не назвать. И в ее стихах удивительно много свежести, изысканных тропов, встречаются неологизмы, редкие слова, уникальные рифмы.
«Удивительно» — это самая частая характеристика произведений поэтессы в рецензиях и отзывах. А стоит прочесть манифесты, соотнести их со стихотворениями из издания «Замок роз», а также с опубликованными после издания этой дебютной книги, — становится ясно, что перед нами не только субъективно, но и объективно очень необычная поэзия.
Как верно отметила поэтесса и филолог Наталья Ахпашева в рецензии на рукопись книги «Замок роз», Лариса Пушина «свободно вовлекает в оборот и сопоставляет между собой довольно неожиданные для поэтического словаря понятия». В произведениях присутствуют неординарность образов, сложность смыслов, высокое техническое качество. Но строки воспринимаются легко, возрождая в душе спокойствие, радость, нежность.
В стихотворениях книги «Замок роз» господствует стиль саншайн. Это стихи о чудесах, добре, равенстве, красоте, любви, смысле жизни. Возвышенные произведения, романтика и серьезность, оптимизм и яркий солнечный свет — все это о саншайновой поэзии.
С любимым легче приближаться к лику,
Но добрый и один, как свет, большой.
Бельканто радости подарит мигу
Мерцание: «Все будет хорошо».
В значении пути сверкают цели
Шагов, деяний, слов из белизны.
Любой, кто красоту минуты ценит,
Почти в любви, где смыслы дней ясны.
В поэзии саншайн отчетлив осознанный отход от негативного и грязного, делаются акценты на светлом в днях и жизнях. В стихотворениях освещаются темы духовности, многообразия мира и красоты почти любого мгновения. Поэзия саншайн подразумевает выбор в пользу добра и справедливости. Не глобальных равенства и справедливости — они невозможны — а решения самого человека жить насколько возможно светло. Стихи наполнены верой в чудеса и знанием того, что каждый в конечном итоге получает то, что заслуживает, «не существует безнаказанного зла, в том числе распространения пороков и ненависти благодаря таланту».
Заключительная часть книги содержит два манифеста: о поэтическом стиле бельканто и о саншайновой поэзии. Автор рассуждает о том, насколько важным является создание позитивных произведений, несущих в мир свет. Ведь ни для кого не секрет, что искусство способно воздействовать на людей и даже менять их жизни. Зло заявит о себе и без чьей-либо помощи, на планете немало духовно слабых людей, а о прекрасном лучше говорить насколько возможно часто, тем более, творческим личностям, влияющим на большее число современников и потомков, чем другие люди.
Описания в манифестах стилей бельканто и саншайн, их ярких черт, норм для стихов в этих поэтических стилях сопровождаются присутствием в книге нескольких десятков возвышенных виртуозных стихотворений. Почти все они получили много восхищенных отзывов людей из разных стран, о чем можно узнать на сайте поэтессы, пройти по ссылкам, ознакомиться с выбранными для публикации на сайте и другими отзывами.
Книга предлагает начинающим и давно пишущим поэтам, современным и тем, кто увлечется поэтическим творчеством в будущем, о многом в жизни и в искусстве задуматься. Книга Ларисы Пушиной «Замок роз» помогает понять, что сочетать высокие уровни технического качества и фонетической гармонии с небезынтересными смыслами при создании стихотворений — во-первых, возможно, во-вторых, увлекательная интеллектуальная игра, сравнимая с шахматами, в-третьих, способствует развитию поэтического искусства.
В далеком прошлом обычная рифмованная поэзия по сравнению с текстами без рифм и ритмов казалась нереально сложной, невозможной для создания многими людьми. В настоящее время такой выглядит белькантовая рифмованная поэзия, если речь не идет о рифмовке абракадабры. На самом деле, Манифест о поэтическом стиле бельканто доступен для применения каждому стихотворцу с поэтическим даром, хорошим словарным запасом, желанием создавать насколько возможно технически качественные и фонетически гармоничные стихотворения.
А Манифест о стиле саншайн — для тех творческих людей, кто способен искать светлые стороны во всех сферах и моментах жизни, даже негативных. Для тех, кто без злобы смотрит на окружающую действительность, в которой зачастую царят ненависть и зубоскальство. Для тех, чей разум не замутнен желчностью и сарказмом, кто не зациклен на унынии и депрессивных мыслях. Ведь это именно то, что подразумевает направление метамодернизм, то, что противостоит мрачности и сарказму постмодернизма, то, за чем будущее искусства. Книга «Замок роз» убеждает нас, что предназначение искусства, в том числе поэтического, — помогать людям искать и находить смысл жизни. А также напоминать, что свет чудесен. Напоминать о том, что мир полон любви и чудес, так что незачем глядеть на черное.
Очень привлекает отношение автора к своим читателям, как к братьям и сестрам, то есть с заботой, уважением, нежностью. Книга придется по душе всем неравнодушным к поэзии и творчеству. Она помогает переосмыслить значение творчества, осознать, что влияние мыслей, фраз, произведений искусства на судьбы людей значительно. Книга Ларисы Пушиной «Замок роз» дарит свет духовной силы и вдохновляет на позитивные изменения в жизни.
Анна Ермакова. Метамодернизм и поэтическое искусство // Сигма. — 2019. — 15 июля. — Рец. на кн.: Замок роз / Л. Пушина; предисл. Н. Ахпашевой, Д. Бобышева, В. Ерофеевой-Тверской, Г. Калашникова, Н. Красновой, С. Секретова. — М.: Издательство «У Никитских ворот», 2018.
Главная › Рецензии › Анна Ермакова. Метамодернизм и поэтическое искусство