«Истоки поэтики Ларисы Пушиной можно легко найти в стихах Игоря Северянина. Начиная с названия „Замок роз“ и заканчивая манифестами, которые приведены Ларисой Пушиной в послесловии. <...> Как ни странно, в книге встречаются (в эпиграфах, отсылках, сносках, в прологе, в предисловиях поэтов и литературоведов, в манифестах и в других единицах текста) имена многих классиков поэзии, но ни разу не упомянуто имя Северянина. Хотя, на мой взгляд, он первый, кого уместно было бы назвать».
Дмитрий Артис, поэт, драматург, театральный деятель, литературный критик, член Союза писателей Санкт-Петербурга
«Возможно, поэтесса экспериментирует в области формы, стремясь отыскать некую формулу совершенства? Отчасти это подтверждает Манифест о поэтическом стиле бельканто. Я согласна с его требованиями — как автор, признавая их своего рода „техническим“ ориентиром. Из опыта скажу, что достичь полного соответствия непросто, и меня впечатляет, что стихи самой Пушиной приближаются к задекларированному в отношении формы абсолюту».
Наталья Ахпашева, поэт, литературовед, член Союза писателей России и Союза журналистов России
«Мне понравилось ее радикальное направление мыслей, этакое гамлетовское: „Быть или не быть“. Понравилось и то, что Лариса Пушина свои стихотворные опыты согласует с тем, что утверждает в манифестах. Иначе говоря, к себе она прикладывает ту же меру качества, какую ожидает от поэтической речи других. Эта мера — прежде всего благозвучие, которое требует высокой техники стихосложения, профессионального владения словом и слогом. Мне по душе и более высокая мера, которую поэтесса предъявила себе и другим. Я имею в виду очень удачно, даже афористично выраженную идею, вложенную в знаменитую шекспировскую строчку из „Гамлета“. Я сам в свое время ответил на этот вопрос недвусмысленно: „Быть и противобыть!“, выражая свою гражданскую позицию. Но Лариса Пушина неожиданно и совершенно правомочно повернула смысл этой дилеммы: „Быть или не быть достойным неба!“ Это — крупно. Это — девиз, словесная эмблема поэзии, жизни и, может быть, литературной судьбы. Важно вовремя сделать этот выбор и держаться его всегда».
Дмитрий Бобышев, поэт, литературовед, член редколлегий журналов «Слово / Word» (Нью-Йорк, США) и «Эмигрантская лира» (Льеж, Бельгия), почётный профессор Иллинойсского университета в США
«Помимо новшеств, таланта, глубоких познаний важна личность самого автора. Именно она — тот свет, который озаряет его творчество. И тут самое время сказать о “стиле смыслов“ произведений Ларисы Пушиной — саншайн! Как многие другие люди, не могу не процитировать его ключевую формулу: „Смысл жизни — стать или не стать достойным неба“. Каждый, кто ещё не успел ознакомиться с Манифестом о стиле саншайн, может прочувствовать всю суть и глубину авторской и жизненной позиции Ларисы Пушиной уже по одной этой формуле».
Ольга Глапшун, поэт, филолог, координатор украино-испанских книжных проектов, автор стихотворений и прозы на украинском, русском, испанском языках
«Говоря о книге Ларисы Пушиной „Замок роз“ (Москва, издательство „У Никитских ворот“), сложно промолчать о том, что её произведения меняют представления о современной поэзии. <...> „Замок роз“ — книга революционная. Но это не чеканные строки, предполагающие прочтение с трибуны и окатывающие читателя ледяной водой. Это тёплые светлые стихи, звучащие на понятном читателю языке. Они интеллектуальны, но не злы, интимны, но не вульгарны. Следуя метамодернистским манифестам бельканто и саншайн, Лариса Пушина сумела соединить в своей книге традиции и эстетическое новаторство, инновации в сфере художественной формы и тематики произведений, романтику и серьёзность, сияющий позитив и прагматизм, позволившие создать стихотворения, необыкновенно яркие по смыслам, а технически и фонетически близкие к совершенству».
Матвей Давыдов, книжный блогер, основатель канала на Яндекс Дзен «Призрачная редакция» об искусстве и культуре
«В произведениях Ларисы Пушиной подчёркивается интерес к возрождению ценностей, важных для большинства людей. В творчестве поэтессы читатель отчётливо услышит отголоски великого, увидит обращения к наследию классиков. Сохранение традиций сочетается с современными тезисами, а также с виртуозностью стихотворений. Стихотворения привлекают изяществом, интересными сочетаниями слов, неординарными рифмами, удивительной свежестью, замечательной лёгкостью. <...> Книга предлагает начинающим и давно пишущим поэтам, современным и тем, кто увлечётся поэтическим творчеством в будущем, о многом в жизни и в искусстве задуматься. Книга Ларисы Пушиной „Замок роз“ помогает понять, что сочетать высокие уровни технического качества и фонетической гармонии с небезынтересными смыслами при создании стихотворений — во-первых, возможно, во-вторых, увлекательная интеллектуальная игра, сравнимая с шахматами, в-третьих, способствует развитию поэтического искусства».
Анна Ермакова, филолог, исследователь искусства, в том числе поэтического, зарубежной культуры, классической и современной литературы
«В душе поэта глубинная связь с пространством и временем. Явь, переплетённая с неведомым миром, интригует, завораживает и не оставляет возможностей для равнодушия. Рядом с любовной и пейзажной лирикой в книге возникают фантастические, кое-где перегруженные образами и тайными смыслами строки и строфы, но всё естественным путем сращивается, делается единым и неделимым».
Валентина Ерофеева-Тверская, поэт, главный редактор журнала «Литературный Омск», председатель Правления Омской областной общественной организации Союза писателей России, член Правления Союза писателей России
«Стихи её книги „Замок роз“ созданы по законам пламенеющей, светящейся прекрасной музыки. Можно, конечно, спорить с иными положениями манифестов, можно усомниться, что все они применимы к творческому волеизъявлению, что поэзия живёт только в прекрасных, гармоничных формах, но вспомним слова Пушкина и оставим поэту право на свои законы. Ясно одно: манифесты Ларисы Пушиной утверждают поэзию как чудо, как живое, трепетное движение души, как вольное парение слова. „Есть два способа жить. Первый — словно чудес не существует. Второй — будто всюду чудеса“, — цитирует поэтесса Альберта Эйнштейна. И совершенно ясно, какой из способов она для себя и своих стихов выбирает».
Геннадий Калашников, поэт, руководитель литературной студии при Союзе российских писателей, член Правления Союза российских писателей
«Книга Ларисы Пушиной радует, удивляет, потрясает и привлекает к себе особое внимание тем, что автор стремится в стихах не просто выразить свои мысли, чувства, переживания, своё видение и восприятие мира, но сделать это с высоким искусством, в стиле литературного бельканто (красивого, благозвучного, музыкального стихосложения) и в стиле саншайн (светлого творчества, насыщенного не негативной, а позитивной энергией)».
Нина Краснова, поэт, редактор альманаха «Эолова арфа», первый секретарь Союза писателей XXI века, член Союза писателей России
«В поэзии Ларисы Пушиной сочетаются мудрость, гармония и неуёмная тяга к познанию мира. Её стихи легки и воздушны, но в то же время они наполнены глубокими наблюдениями. Философский взгляд на природу, изучение жизненных смыслов, поиски красоты в мелочах…»
Станислав Секретов, критик, эссеист, заведующий отделом «Общество и культура» литературного журнала «Знамя»
«Всё прекрасно, плавно, гармонично. Лариса, это чудесно, прочла несколько раз».
Марина Авидзба
«Лариса Пушина, если это ваши стиходромы, вы — талант!»
Яна Амис
«"Что жизни суть? Любовь и сохранение души". В этом вся правда, но не такая уж простая».
Emily Arutyunov
«Как хорошо!»
Олег Асиновский
«Чистое бельканто!»
Дмитрий Бобышев
«У вас есть стиль. Вы узнаваемы. Это так приятно: в безликой массе разглядеть лицо».
Юрий Богатырёв
«Очень милые стихи. Напоминают поэтов Серебряного века. Женские, женственные».
Ольга Борисова
«Очень душевно, оптимистично и талантливо, Лариса».
Людмила Бутенко
«...Читая Ваши стихи, где (цитирую) "север эльфоок, / пронизан Ловланда «Ноктюрном», розами, / дыханием, где сказочности ток / проходит над Цефея беглым озером", — я попадаю в мир поэзии Серебряного века, и Вы — её достойная наследница! Как хорошо! Очень Вы меня порадовали, подарили сказку, которая теперь всегда со мной!»
Gala Vasilyeva
«Прелестные стихи! Почитала Вашу стену, стихи Ваши, как в родниковой воде искупалась. Спасибо Вам!»
«Мои линии души исколоты Вашими стихами и встречей с Вами, дорогая Лариса! Как сейчас говорят: шедеврально!»
Марина Виницкая
«Стихи возвышенного слога, стихи возвышенности чувств».
Lilia Vysotskaya
«Манифест „Бельканто“ — правильный. Если избегать указанных в нём неуклюжестей, стихи звучат лучше. „Саншайн“ тоже имеет смысл — по крайней мере, как один из возможных вариантов. Никто не запрещает горько-унылую поэзию».
«Лариса, стихи завораживают и укачивают набегающими волнами, чудесно, виртуозно».
Александр Герасимов
«Интересное стихотворение».
Фаина Гримберг
«Самое подходящее к этому стихотворению определение, по-моему, "очень изящно". Оно обрамлено весьма необычными рифмами: Бахом — с запахом, станцуем — всуе. Удачи на все времена!»
Юрий Гуллер
«Великолепно».
«Природа точно ждёт стихов, как Ваши! Очень радостно и небесно!»
Марина Довгаль
«Прекрасная философская лирика».
«Прочла несколько раз — стихи как живая вода. Очень нежные, пронзительные. Не хватает слов, чтобы выразить чувства восторга и признательности. Спасибо Вам, дорогая Лариса, за эту красоту».
Татьяна Завилейская
«Фантастически красиво!»
Фарида Зимнурова
«Изысканные стихи с глубоким смыслом. Спасибо, Лариса!»
Вера Золотова
«Лёгкая оторопь от красоты!»
Петр Иванов
«...Образы свежи, как только что сорванные с грядки».
Роберт Кесслер
«...Я очень рад, что у меня есть друг с такой красивой душой и с таким высоким интеллектом. Спасибо. Прекрасные стихи».
Kipiani Lasha
«Восторг не выразить словами! Лариса, это гениально!»
«За удивительным многоцветием видимой красоты Вашего слова, Лариса, дивная многоплановость ощущений, эмоций, ведущая к размышлениям. Восторг! Легко и глубоко одновременно! Искренне восхищена!»
Татьяна Кириличева
«You are hitting the essence».
John Kirkpatrick
«Прекрасная философская лирика. Моё преклонение! И восхищение Вашим талантом!»
Нина Климко
«Не по-женски мощно. И вглубь, и ввысь уносят строки мысль того, кто оказался с ними рядом».
Виктор Колосов
«Нежно и красиво в утончённой форме раскрыты ответы на сложные актуальные вопросы — гениально!»
Любовь Комарова
«Высший пилотаж поэтического слога с головокружительным сюжетом. Браво».
Николай Комолов
«Восхитительно!»
Сергей Конышев
«Очень хороша рифма с переносом "Паркер — арке р". Не первый раз у Вас замечаю такую. Вы молодец!»
Максим Лаврентьев
«Мне кажется, Лариса, что вы летаете на другие планеты. Такие космические стихи! Великолепно!»
Валентина Лещенко
«Прекрасно! Получаю огромное удовольствие от Ваших стихов!»
Sergiy Lyovin
«Мудро!»
Инесса Мартын
«Прекрасные стихи».
«Лариса, я сначала не поняла, что это Ваши стихи, читала и думала, кто из великих это написал; ну вот, как-то так; нет слов».
Альбина Морозова
«Лара, вы истинный новатор в поэзии. Ваше слово сверхвысоко, глубина на высоте!»
Fokiya Mustafayeva
«Неземное!»
Людмила Недзельская
«Музыка и вибрации души, гениальность шёлковых слов, Лариса... Почему Вас так легко и интересно читать? Потому что Вы владеете чутьём, заряжаете энергетикой и магнетически притягиваете!»
Алина Новикова
«Такой глубокий философский смысл! В такой лёгкой, воздушной, эфирной форме... Это — искусство! Дорогая Лариса! Это — высший пилотаж!»
Tatiana Odinzova
«Лариса, Вы удивительно тонкий, нежный поэт!»
Виктор Панченко
«Стихотворение отличное. Достойный бриллиант в Вашей коллекции шедевров».
«Спасибо! Нет слов. Какое-то мастерство невероятное».
Efrosinya Petrova
«Всегда рад читать ваши строки!»
Сергей Прилучный
«Очень сильно! Спасибо!»
Тимофей Сабиров
«Стихи в стиле бельканто... Не увлечён поэзией. Но тут — внутреннее чувство (Альтер-Эго?) направило. У поэтессы обширная картина мира, обильная смыслами и чувствами. Отсюда — нежданные столкновения-сплетения метафор, яркие ассоциации с отдалённым. Полутона эмоций перетекают в моё воображение. Общее впечатление — лёгкая радость».
Валерий Сабитов
«…Всегда с новым шедевром! Настолько роскошно и широко о гении всех литературных времён, что красивей и лучше не скажешь! Мой поклон!»
Эмма Середа
«Так ёмко, образно, Лариса! Можно очень много прочитать исторической литературы, чтобы понять, осмыслить жизнь царя и его семьи. А можно прочитать Ваше стихотворение,чтобы последний царь встал рядом, как простой человек. И пожалеть его, как человека, и заплакать, сожалея о его несбывшихся мечтах, о его загубленной жизни. Просто великолепно написали, Лариса. Восхищаюсь. Спасибо. Ведь такая сложная тема!»
Валентина Сирота
«"…Ноты аромата — миги, / что почти невозвратимы"! Браво, Лариса!»
Александр Сичанин
«Ох, здорово, Лариса! И нет вопроса что — всё!»
Владимир Соколов
«Вдумчиво и точно расставлены акценты, неординарный образный ряд, свободное владение историческими фактами, великолепные размышления о личности царя и свое видение родной истории. Прекрасно, Лариса!»
«Благодарю! Сильно! Пробирает до дрожи: "Где будущего машет недотрога, / где ты и я немереным числом"».
Зоя Скок
«"Он чарует нас юным дождём, / что хрустально поёт о весне. / Он звенит из картины ручьём, / оказавшимся морем извне". Как свежо и волшебно звучит! Хочется проговаривать ещё и ещё! Замечательно написано».
Тамара Тамарэтта
«Лариса, вы очень интересный неординарный поэт».
Пантерина Трамич
«Романтично и вдохновенно, уважаемый поэт!»
Май Ван Фан
«Прочитал, потом повторил и снова... Гениально!»
«Лариса, дорогая, аплодисменты стоя Вам! Великолепные строки!»
Бэла Ходова
«Глубокие, хорошие, интеллектуальные стихи».
«Лариса, как всегда, гениальные строки!»
Татьяна Чулимова
«О, небо! Я Вас только что открыл! Каюсь, что не сделал это раньше!»
«"Все люди как небо, совсем не частицы, / а мощное, целое, ясное мы". Заключение истинно Вселенское!»
Розия Шарофиён
«Лариса, спасибо большое за такие прекрасные, оригинальные, неординарные стихи, где совместили несовместимое. Совместили легко и виртуозно».
Валентина Шиханцова
Главная › Отзывы