Матвей Давыдов

Метамодерн в поэзии

Матвей Давыдов — книжный блогер. В Telegram и на канале Яндекс Дзен «Призрачная редакция» Матвей Давыдов пишет о прозе, поэзии, изданиях, писателях, героях книг.

 

МЕТАМОДЕРН В ПОЭЗИИ

 

Для людей, которые любят искусство, бельканто — это техника виртуозного пения, «знак качества» вокалиста. Но в XXI веке этим понятием обозначается ещё и поэтический стиль, существующий в рамках направления метамодернизм в современном искусстве.

 

Светлый, сохраняющий и развивающий традиции, колеблющийся, переменчивый, иногда по смыслам произведений слегка ироничный, но безусловно ведущий к переходу от саркастического и разрушительного к возвышенному, серьёзному, сложному, элегантному и романтичному, — метамодерн противопоставляется депрессивному постмодерну с его мрачной ухмылкой.

 

Говоря о книге Ларисы Пушиной «Замок роз» (Москва, издательство «У Никитских ворот»), сложно промолчать о том, что её произведения меняют представления о современной поэзии. Стихотворения свежи, умны и изящны. Удивительно, но их актуальность и новаторство совершенно не вступают в противоречие с поэтическими традициями. Строки Ларисы Пушиной развивают традиции, преподнося читателю вечные ценности, облачённые в одежды нашего столетия.

 

Манифест о поэтическом стиле бельканто и Манифест о стиле саншайн предполагают произведения на языке XXI века с перекличками с классикой и с почтением к ней. Стихи Ларисы Пушиной в полной мере отражают эту позицию.

 

В поисках отсылок к великим поэтам прошлого первым на ум приходит Джон Китс — кумир викторианской эпохи. Его поэзия также отличается красотой, чистотой и глубиной. Уважение к классикам в ней сочетается с новаторством — черты, свойственные стилю бельканто. Неслучайно творчеством Китса восхищались прерафаэлиты, выступавшие против академичности, но не в ущерб сложности и мастерству.

 

«Замок роз» — книга революционная. Но это не чеканные строки, предполагающие прочтение с трибуны и окатывающие читателя ледяной водой. Это тёплые светлые стихи, звучащие на понятном читателю языке. Они интеллектуальны, но не злы, интимны, но не вульгарны.

 

Следуя метамодернистским манифестам бельканто и саншайн, Лариса Пушина сумела соединить в своей книге традиции и эстетическое новаторство, инновации в сфере художественной формы и тематики произведений, романтику и серьёзность, сияющий позитив и прагматизм, позволившие создать стихотворения, необыкновенно яркие по смыслам, а технически и фонетически близкие к совершенству.

 

Давыдов Матвей. Метамодерн в поэзии // Яндекс Дзен. — 2019. — 5 июля. — URL: https://zen.yandex.ru/media/ghosteditors/metamodern-v-poezii-5d1f099c7782bf00adbe5444. — Рец. на кн.: Замок роз / Л. Пушина; предисл. Н. Ахпашевой, Д. Бобышева, В. Ерофеевой-Тверской, Г. Калашникова, Н. Красновой, С. Секретова. — Москва: У Никитских ворот, 2018.

 

Стихи

 

Книга «Замок роз»

 

Отзывы

 

Главная › Рецензии › Матвей Давыдов. Метамодерн в поэзии