Глобальный культурный процесс. «Доминирующая культурная логика» (Тимотеус Вермюлен, Робин ван ден Аккер). И одно из направлений в искусстве, существующее наряду с другими.

О чудесах и метамодернизме

 

Свет

 

Быть постоянно будто ангел, позитивным, сияющим, светлым не может ни один смертный, даже монахи и святые. У каждого из нас в любую минуту есть выбор между тьмой и красотой мыслей, произносимых фраз, действий. Нужно иметь громадную силу воли, чтобы чаще выбирать свет, а не мрак. Но стремиться к этому, пытаться достичь этого, хотя бы задумываться над этим стоит всем.

 

Небо

 

Бездна способна тянуть к себе, если перестать смотреть на небо и друг на друга.

 

Радость

 

Интеллект нам даётся для радости, а не для уныния.

 

Метамодернизм

 

Метамодернизм — понятие, отражающее изменения и состояние культуры XXI века. Глобальный культурный процесс. «Доминирующая культурная логика» [Vermeulen, van den Akker 2015]. И одно из направлений в искусстве, существующее наряду с другими.

 

Параллельные и перпендикулярные метамодернизму направления всегда будут, потому что не все люди способны искать глубины и высокие смыслы, без злобы и с максимально возможным пониманием относиться к чуждому, не зацикливаться на зубоскальстве вплоть до желчности, а колебаться между противоположностями и пытаться находить прекрасное если не во всём, то во многом.

 

Светлый, переменчивый, колеблющийся, как солнечные блики, метамодерн — термин впервые громко прозвучал в 2010 году в эссе «Заметки о метамодернизме» голландских философов Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера [Vermeulen, van den Akker 2010], — противопоставляется депрессивному, саркастически ухмыляющемуся, мрачному постмодерну — термин существует с 1917 года, появился в период Первой мировой войны, в разгар декадентских течений, в работе немецкого писателя Рудольфа Панвица «Кризис европейской культуры» [Pannwitz]. Но метамодернизм берёт ряд черт из постмодернистского направления, в частности, предлагая быть серьёзными не до фанатизма, идеалистами не забывая о скептицизме, а также изредка иронизировать. Например, создаются псевдобезнравственные стихотворения как стёб над постмодернистами, сочинявшими псевдоморальные произведения.

 

В качестве трендов нового столетия метамодернизмом декларируются прагматический идеализм, умеренный оптимизм, позитивные переоценки опыта предыдущих поколений, интерес к подвигам, героям, великому, сохранение и развитие традиций, произведения с перекличками с классикой и с почтением к ней на языке, более соответствующем XXI веку, — о вечном, о ценном для людей многих поколений, об универсальных истинах, переход от мрачного зубоскальства и саркастических деконструкций к возвышенным произведениям, серьёзности, бесконечной сложности, романтике, изысканной красоте.

 

«Поскольку постмодернизм характеризовался такими чертами, как деконструкция, ирония, стилизация, релятивизм, нигилизм <…> дискурс о сущности метамодернизма будет охватывать процесс возрождения искренности, надежды, романтизма, влечения и возврата к общим концепциям и универсальным истинам до тех пор, пока мы не лишимся всего того, что было усвоено нами в рамках культуры постмодернизма» [Тернер].

 

Бельканто

 

Манифест о поэтическом стиле бельканто — метамодернистский манифест о формах поэзии. Разделы: Преамбула, Стихи в стиле бельканто, Рифмованная поэзия в стиле бельканто, Гамма-рифмы.

 

Феноменальная красота создается людьми нечасто, но к совершенству можно стремиться. Блестящие стилисты в прозе следуют строгим правилам на таких громадных литературных пространствах, что поэтическим стилистам и не снился столь великий труд. Картины, тексты, скульптуры, удивляющие изяществом, — космические шахматные партии: почти все детали шедевров гармоничны.

 

Не стоит стихотворцам ссылаться на тривиальные рифмы, неоправданные песенным или иным художественным замыслом тавтологии и другие небрежности классиков. Классики вне критики, их любит народ, несколько поколений. Как великие могли писать, так и хорошо. Для них, живших столетия или десятилетия назад. У поэтов прошлого не было интернета, программ, гаджетов, доступности в любой момент всех книг мира о стихосложении, тысяч энциклопедий, словарей, лингвистических сайтов и многих иных чудес. Относительно современной поэзии — и применительно к себе во всех сферах — лучше быть за прогресс. И за стремление к совершенству. Разумное, без фанатизма, без осуждения тех, кто не склонен к перфекционизму.

 

Метамодерн относительно форм произведений — сохранение и развитие традиций, произведения на языке XXI века с перекличками с классикой и с почтением к ней, позитивные переоценки опыта предыдущих поколений, изысканная красота, бесконечная сложность. 

 

Бельканто:

 

сохранение и развитие литературных традиций;

 

произведения на языке XXI века с перекличками с классикой и с почтением к ней;

 

позитивные переоценки опыта предыдущих поколений;

 

инновации в сфере художественной формы;

 

развитие искусства поэзии;
 
эстетическое новаторство, которое не изменяет обычное до неузнаваемости, а гармонизирует его, инициирует повышение известных уровней, открывает новые пути искусства, преобразующие литературные традиции;

 

система норм поэтического языка, применимая полностью или частично по мере способностей и желаний;

 

бесконечная сложность;

 

система не для всех стихотворцев, а для тех, кто в будущем сможет постоянно создавать стихи в стиле бельканто либо решит написать одно стихотворение в этом стиле, или будет писать иначе, но посчитает, что некоторые нормы бельканто подходят для верлибров и рифмованных стихов: произведения получаются гармоничнее; 

 

экспериментальная литература, ориентированная на обновление принципов письма, повышение обычных уровней технического качества стихотворений и фонетической гармонии поэзии.

 

Манифест о бельканто — дайджест всевозможных требований к техническому качеству и фонетической гармоничности стихотворений из диссертаций, монографий, книг, учебников, статей и даже постов и комментариев в интернете, например таких: «Никакого поэтического слуха: в текстах то рычание, то шипение». Бельканто — не абстрактная теория, а тезисы с практическими примерами и система норм, реализованная при создании множества произведений, по формам — в стиле бельканто, по смыслам — небезынтересных для людей различных профессий из разных стран.

 

Поэзия бельканто (belcanto poems, belcanto poetry, белькантовая поэзия, бельканто в литературе, бельканто в поэзии, белькантовые стихи, стихи бельканто, стихотворения в стиле бельканто) — стихотворения, соответствующие по формам Манифесту о поэтическом стиле бельканто.

 

Саншайн

 

Манифест о стиле саншайн — метамодернистский манифест о смыслах поэзии. Разделы: Сияющая поэзия, Позитивные стихи, Поэзия для юных, Стихотворения о чудесах, Стихи о любви, Поэзия о смысле жизни, Возвышенная поэзия, Стихотворения о равенстве, Стихи для неба и людей, Поэзия о красоте.

 

Метамодерн относительно смыслов искусства — возвышенные произведения, романтика, серьёзность, интерес к подвигам, героям, великому, прагматический идеализм, умеренный оптимизм, колеблющийся свет.

 

Саншайн:

 

возвышенные произведения;

 

романтика;

 

серьезность;

 

интерес к подвигам, героям, великому;

 

гуманизм в поэтическом искусстве;

 

нежность к миру и людям;

 

строки о чудесном;

 

позитивные произведения;

 

творчество на общества, а не во вред себе и другим;

 

поэзия о небе и смысле жизни, о надеждах и мечтах, о способствующем возрождению и прекрасном;


если в произведениях преступления и пороки, то с осуждением, а не грязь ради грязи;

 

если грусть, то светлая, а не мрачное уныние или разрушающая депрессивность;

 

преображение поэтическим искусством действительности, языка, человека;

 

изменение поэзией к лучшему души человека и взаимопонимания между народами;

 

забота о здоровье, благоденствии, долголетии ближних и дальних, а не пиар низменного, приближающего к концу света;

 

поэзия о счастье;

 

светлая, преображающая, высокая поэзия;

 

безграничный оптимизм;

 

прагматический идеализм;

 

инновации в сфере тематики современной литературы, ориентированные на радикальные изменения в поэтическом искусстве: меньше — привычного в прошлом депрессивного и низменного, больше — создающего будущее, делающего мир лучше, возвышенного;

 

отказ в художественных высказываниях по возможности от серого, черного, грязного в пользу многоцветности и духовной силы. 

 

Выбор между добром и злом, в некоторой степени определяющий дальнейшую жизнь, есть в каждом решении, высказывании, действии. Не существует безнаказанного зла, в том числе проявлений несправедливости в условиях, когда это важно или совершенно незначительно, попыток уничтожения чужой любви, интереса, хороших отношений благодаря своему авторитету либо случайной возможности влияния, распространения пороков и преступных мыслей благодаря таланту. «Мне отмщение, и Аз воздам» (Рим. 12:19). Использование человеком авторитета, таланта, иных благ для зла сходно с вызовом Всевышнему (для верующих) или Вселенной (для атеистов). Нежность к миру и частое предпочтение света, а не тьмы, вознаграждаются прекрасным самочувствием, здоровьем любимых людей и животных, лёгкой старостью, небольшими и судьбоносными удачами, годами и мгновениями счастья, «покоем и волей» (Александр Пушкин), то есть спокойствием и свободой. Всюду чудеса, высшая справедливость, необыкновенное. Смысл жизни — стать или не стать достойным неба. Изменения внутри и вне индивидуальностей, действия, бытийные процессы взаимообусловлены.

 

Поэзия саншайн (sunshine poems, sunshine poetry, саншайн в литературе, саншайн в поэзии, саншайновая поэзия, саншайновые стихи, стихи саншайн, стихотворения в стиле саншайн) — стихотворения, соответствующие по смыслам и настроениям Манифесту о стиле саншайн.

 

Чудеса

 

Если не принимать во внимание генетические особенности, профессиональные деформации, низкие культурные уровни, люди злы, пессимистичны, часто озвучивают негативные мысли, потому что несчастны, и несчастны, потому что злы, пессимистичны, часто озвучивают негативные мысли. Не каждому легко осознать, что жизнь прекрасна вне зависимости от обстоятельств. Замечательна почти любая минута, если человек обращает внимание на свет в окружающих и окружающем, не на мглу. Видит красивое, мудрое, чудесное. «Есть два способа жить. Первый — словно чудес не существует. Второй — будто всюду чудеса» (Альберт Эйнштейн).

 

Литература

 

Тернер Л. Метамодернизм: краткое введение / Л. Тернер; перевод с англ. А. Устиновой // Metamodern: Журнал о метамодернизме. — 2015. — 21 ноября. — URL: http://metamodernizm.ru/briefintroduction/.

 

Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism / Ed. by Robin van den Akker, Alison Gibbons, Timotheus Vermeulen. — Rowman & Littlefield International, 2017. — (Radical Cultural Studies).

 

Pannwitz R. Die Krisis der europaeischen Kultur / R. Pannwitz. — Verlag Hans Carl Nuernberg, 1917.
 
Vermeulen T. Notes on metamodernism / T. Vermeulen, R. van den Akker // Journal of Aesthetics & Culture. — 2010. — Volume 2. — Issue 1. — URL: https://tandfonline.com/doi/full/10.3402/jac.v2i0.5677.

 

Vermeulen T. Misunderstandings and clarifications. Notes on «Notes on Metamodernism» / T. Vermeulen, R. van den Akker // Notes on Metamodernism. — 2015. — June 3. — URL: http://metamodernism.com/2015/06/03/misunderstandings-and-clarifications.

 

Пушина Л. О чудесах и метамодернизме // Футурум АРТ. — 2019. — № 2 (49). — С. 21–27.

 

Лариса Пушина › Заметки › О чудесах и метамодернизме