В поэтических произведениях привлекают или не привлекают читателей смыслы. И важны формы: поэзия всегда была искусством. Мной создан манифест о гармониях стихотворных форм. Манифест о поэтическом стиле бельканто — дайджест всевозможных требований к техническому качеству и фонетической гармоничности стихотворений из диссертаций, монографий, книг, учебников, статей и даже постов и комментариев в интернете, например таких: «Никакого поэтического слуха: в текстах то рычание, то шипение».
Почтенный литературовед мне однажды написал: «Что до манифеста, то он только трамплин, не более. Ибо всё решает личность, а не “измˮ. Нет футуризма, есть Маяковский, нет имажинизма, есть Есенин». Но я всё же рада, что манифест о бельканто сочинился и существует. Манифест опубликован в литературном еженедельнике, напечатан в авангардном журнале, издан в поэтической книге.
Великие стихотворцы давних эпох, может быть, чувствовали несовершенства в произведениях, но не знали, как их исправить. Не могли найти синонимы или более удачные рифмы. Не comme il faut литераторам XXI века ссылаться на тривиальные рифмы и другие небрежности классиков. Классики вне критики, их любят народы, несколько поколений. Как великие могли писать, так и хорошо. Для них, живших столетия или десятилетия назад.
Относительно современной поэзии — и применительно к себе во всех сферах — лучше быть за прогресс. И за стремление к совершенству. Разумное, без фанатизма, без осуждения тех, кто не склонен к перфекционизму.
Никуда не денутся поэтические произведения, соответствующие различным вкусам, в том числе дисгармоничные. У каждого пишущего есть свой читатель. Но сегодня намного больше возможностей, чем в древности, избегать тавтологий и неблагозвучий строк. Не гусиными перьями пишем и даже уже не на бумажных листах. Достаточно нескольких минут, чтобы проверить этимологию слов, произношение, ударение, правописание, подобрать незаурядные эпитеты, не портить красоты смыслов стихов сбоями ритмов и некачественными рифмами, для этого не нужно взбираться по лесенке к верхней полке библиотеки и сдувать пыль с фолиантов или часами и днями, подперев голову рукой, изобретать литературные велосипеды. В распоряжении поэта и за письменным столом, и у бассейна все книги мира о стихосложении, тысячи энциклопедий, словарей, лингвистических сайтов и многие другие чудеса, о которых литераторы прошлого не могли и мечтать.
Если речь не об абракадабре, где осмысленность фраз неважна, уровень альфа-бельканто весьма сложен. Уровень бельканто не столь высок, на нём может писать стихи любой смысловой яркости почти каждый человек с поэтическим даром, значительным словарным запасом, хорошим образованием.
Создавать произведения медленно, трудно, сложно не для всех приятнее, чем быстро, просто, легко. Не каждый любит шахматы больше поддавков и шашек. Но все эти игры хороши. Поэтические лепестки, листочки, бутончики, мощные стебли, юные побеги украшают мир. В любом из стихотворений в той или иной мере отражается сияющая душа.
Ценны только позитивные высказывания в сфере искусства и культуры, а негативные — вне учебного процесса, сотрудничества новичков с мастерами, редакторской и корректорской работы над рукописями — нередко выглядят неразумными, они подразумевают, что человек настолько потерялся во времени и пространстве, что считает: всё создаётся для него.
Оптимальны ли белькантовые критерии? Нет ничего совершенного из созданного людьми, мы можем лишь стремиться к абсолюту. Не следовало ли сделать критерии жёстче? В совокупности они и сейчас доступны для применения не каждому стихотворцу. Целью не была нереальность стиля. Немного сложнее, и он стал бы фантастичным. Слишком трудным для давно пишущих, совершенствующихся, начинающих авторов.
Белькантовые стихи редки у литераторов прошлых веков, писавших с древними для нас представлениями о возможностях языка и без глобальной сети, программ, гаджетов. Несколько чаще стихотворения бельканто встречаются у современных поэтов. Белькантовые произведения не лучше и не хуже других, просто они есть. Существуют, обладают определёнными признаками, могут быть распознаны любым человеком.
Пушина Л. Ю. Белькантовые стихи // Замок роз / Л. Ю. Пушина; предисл. Н. М. Ахпашевой, Д. В. Бобышева, В. Ю. Ерофеевой-Тверской, Г. Н. Калашникова, Н. П. Красновой, С. В. Секретова. — М.: Издательство «У Никитских ворот», 2018. — C. 6–9.
Манифест о поэтическом стиле бельканто
Лариса Пушина › Заметки › Белькантовые стихи