Манифест о поэтическом стиле бельканто

Манифест о поэтическом стиле бельканто — метамодернистский манифест о формах поэзии. Разделы: Преамбула, Стихи в стиле бельканто, Рифмованная поэзия в стиле бельканто, Гамма-рифмы.

 

Феноменальная красота создаётся людьми нечасто, но к совершенству можно стремиться. Блестящие стилисты в прозе следуют строгим правилам на таких громадных литературных пространствах, что поэтическим стилистам и не снился столь великий труд. Картины, тексты, скульптуры, удивляющие изяществом, — космические шахматные партии: почти все детали шедевров гармоничны.

 

Не стоит стихотворцам ссылаться на тривиальные рифмы, неоправданные песенным или иным художественным замыслом тавтологии и другие небрежности классиков. Классики вне критики, их любит народ, несколько поколений. Как великие могли писать, так и хорошо. Для них, живших столетия или десятилетия назад. У поэтов прошлого не было интернета, программ, гаджетов, доступности в любой момент всех книг мира о стихосложении, тысяч энциклопедий, словарей, лингвистических сайтов и многих иных чудес. Относительно современной поэзии — и применительно к себе во всех сферах — лучше быть за прогресс. И за стремление к совершенству. Разумное, без фанатизма, без осуждения тех, кто не склонен к перфекционизму.

 

Метамодерн относительно форм произведений — сохранение и развитие традиций, произведения на языке XXI века с перекличками с классикой и с почтением к ней, позитивные переоценки опыта предыдущих поколений, изысканная красота, бесконечная сложность. 

 

Бельканто:

 

сохранение и развитие литературных традиций;

 

произведения на языке XXI века с перекличками с классикой и с почтением к ней;

 

позитивные переоценки опыта предыдущих поколений;

 

инновации в сфере художественной формы;

 

развитие искусства поэзии;

 

эстетическое новаторство, которое не изменяет обычное до неузнаваемости, а гармонизирует его, инициирует повышение известных уровней, открывает новые пути искусства, способные преобразовать литературные традиции;


система норм поэтического языка, применимая полностью или частично по мере способностей и желаний;

 

бесконечная сложность;


система не для всех стихотворцев — поэты разные — а для тех, кто в будущем сможет постоянно создавать стихи в стиле бельканто либо решит написать одно стихотворение в этом стиле, или будет писать иначе, но посчитает, что некоторые нормы бельканто вполне подходят для верлибров и рифмованных стихов: произведения получаются гармоничнее; 

 

экспериментальная литература, ориентированная на обновление принципов письма, высокий уровень технического качества стихотворений, фонетическую гармонию поэзии.

 

Манифест о бельканто — дайджест всевозможных требований к техническому качеству и фонетической гармоничности стихотворений из диссертаций, монографий, книг, учебников, статей и даже постов и комментариев в интернете, например таких: «Никакого поэтического слуха: в текстах то рычание, то шипение». Бельканто — не абстрактная теория, а тезисы с практическими примерами и система норм, реализованная при создании множества произведений, по формам — в стиле бельканто, по смыслам — небезынтересных для людей различных профессий из разных стран.

 

Поэзия бельканто (belcanto poems, belcanto poetry, белькантовая поэзия, бельканто в литературе, бельканто в поэзии, белькантовые стихи, стихи бельканто, стихотворения в стиле бельканто) — рифмованные, экспериментальные, верлибрические произведения, соответствующие по формам Манифесту о поэтическом стиле бельканто.

 

Текст печатается по изданию: Пушина Л. Манифест о поэтическом стиле бельканто // Пушина Л. Замок роз. М.: Издательско-полиграфическое объединение «У Никитских ворот», 2018. Первая частичная публикация манифеста состоялась в литературном еженедельнике «Поэтоград» в октябре 2016 г.: два раздела. В декабре 2016 г. в издательстве «Издательские решения» в Екатеринбурге два раздела манифеста выпущены в виде печатной и электронной брошюры. В 2019 г. брошюра обновлена в соответствии с версией Манифеста о поэтическом стиле бельканто в книге «Замок роз» и переиздана, её можно приобрести на Ozon и Amazon, в Google Play, ЛитРес, iTunes. В 2017 г. в авангардном издании «Журнал ПОэтов» напечатаны три раздела манифеста. В 2018 г. в книге стихотворений и манифестов «Замок роз» опубликован Манифест о стиле саншайн, посвящённый смыслам произведений, и впервые полностью издан Манифест о поэтическом стиле бельканто: о формах искусства поэзии.

 

ПРЕАМБУЛА

 

Рифмованные, экспериментальные, верлибрические произведения в стиле бельканто не лучше и не хуже других, просто они есть, а теперь отнесены к определённому стилю и обозначены манифестом, чтобы появилась возможность сразу отличать такие стихи от иных. Упор сделан на безупречность звучания поэзии, но также назван ряд не менее важных признаков стиля бельканто. Объективные критерии стихотворений всех жанров и видов впервые очерчены и отделены от предпочтений, зависящих от позитивных или негативных межличностных отношений, склонностей оценивающих к оптимизму или пессимизму, патриотизму или его противоположности, приятию или неодобрению эволюции языка в виде иностранных заимствований, теизму или атеизму, изысканности смыслов или упрощённости, социальных установок, образовательных уровней, культурных бэкграундов, минутных настроений и многих других факторов.

 

Поэзия — искусство представлять прекрасное в изящных словесных формах. Чем формы изящнее, тем лучше. И чудесное содержание замечательнее ужасного. Качества смыслов, в отличие от форм стихотворений, почти всегда неопределённы. Люди разные, иногда несовместимые. Взгляды, вкусы, предпочтения зачастую противоположны. 

 

По формам поэзия — небольшие тексты с тропами. Экспериментальная поэзия (акростихи, палиндромические произведения, анаграммы, etc.) — небольшие тексты с тропами, словесной эквилибристикой, лингвистическим искусством, сравнимым с гроссмейстерскими шахматными партиями. Рифмованная поэзия — небольшие тексты с тропами, рифмами, стихотворными размерами, искусством музыки из слов. Белькантовая рифмованная поэзия — небольшие тексты с тропами, рифмами, стихотворными размерами, лингвистическим искусством, искусством музыки из слов, технически качественные и фонетически гармоничные. Легко, обладая поэтическим даром, небрежно запечатлеть яркие мысли и чувства. Великолепно изложить абракадабру тоже нетрудно, талант стихосложения нечасто, но встречается. Сложно совмещать белькантовые или другие формы искусства и небезынтересные смыслы.

 

СТИХИ В СТИЛЕ БЕЛЬКАНТО

 

1. Не более двух слов подряд с «р». Бельканто: нация говорит по-французски. Нет: народ говорит по-французски.

 

2. Не более двух слов подряд со свистящими звуками. Бельканто: в Брюсселе спокойствие и тишина. Нет: в Брюсселе спокойствие и безмолвие.

 

3. Не более двух слов подряд с шипящими звуками. Бельканто: в блестящих модных украшениях. Нет: в блестящих щегольских украшениях.

 

4. Не более двух слов подряд, начинающихся с одной буквы. Бельканто: милый элегический Милан. Нет: милый мечтательный Милан.

 

5. Не более трёх гласных на стыках слов. Бельканто: у Алисы пили какао. Нет: пили какао у Алисы.

 

6. Не более трёх согласных на стыках слов. Бельканто: пение скворца. Нет: писк скворца.

 

7. Отсутствие звуковых ошибок в виде одинаковых гласных букв на стыках слов. Не бельканто: весьма аляповатый.

 

8. Отсутствие звуковых ошибок в виде одинаковых согласных букв на стыках слов. Не бельканто: очень низменный.

 

9. Отсутствие повторов слогов на стыках слов. Не бельканто: с трудом домыслить.

 

10. Наличие хотя бы одной метафоры, аллюзии, сравнения или другого тропа. 

 

11. Альфа-бельканто. Отсутствие в стихотворении повторов знаменательных слов.

 

РИФМОВАННАЯ ПОЭЗИЯ В СТИЛЕ БЕЛЬКАНТО

 

12. Безупречно выдержанный стихотворный размер. 

 

13. Отсутствие тавтологических рифм. Не бельканто: два евро — три евро.

 

14. Отсутствие полутавтологических рифм. Не бельканто: бег — забег.

 

15. Отсутствие глагольных рифм, слишком тривиальных для русскоязычных поэтов эры интернета и компьютеров. Не бельканто: жить — тужить.

 

16. Альфа-бельканто. Более половины рифм качественных, насколько возможно точных, с высокими степенями созвучий. Учитывать не только согласные после ударных гласных, но и согласные перед ударными гласными. 

 

Взаимозаменяемы идеально: 

 

л, м, н (альфа-бельканто: полотно — светло);

 

парные согласные б, п; в, ф; г, к; д, т (альфа-бельканто: краю — играют);

 

з, с, ц (альфа-бельканто: станцуем — всуе);

 

ж, ш, ч, щ (альфа-бельканто: Фиджи — афиши).

 

Не взаимозаменяемы:

 

шипящие и другие звуки (не альфа-бельканто: каштаны — фонтаны);

 

свистящие и другие звуки (не альфа-бельканто: небосвода — квота);

 

«р» и другие звуки (не альфа-бельканто: хорваты — витиеваты).

 

17. Альфа-бельканто. Отсутствие банальных рифм. Практически любая рифма может быть отнесена к таковым, поскольку почти все рифмы многократно включались в стихотворения. Для стиля бельканто составлен список гамма-рифм, допустимых на уровне бельканто, но неприемлемых на уровне альфа-бельканто.

 

18. Альфа-бельканто. Более половины рифм со словами в разных падежах и числах или с разными частями речи (альфа-бельканто: фонтаны — сребротканы).

 

ГАММА-РИФМЫ

 

Рифмы, допустимые на уровне бельканто, но неприемлемые на уровне альфа-бельканто. В списке нет небелькантовых рифм: тавтологических, полутавтологических, глагольных. Не включены также некачественные рифмы, заведомо неподходящие для альфа-белькантовых стихов. Перечень краток и легко запоминаем: выдающиеся стихотворные способности встречаются редко, учитывать при сочинении рифмованных произведений все критерии бельканто и альфа-бельканто одновременно с громадным количеством гамма-рифм почти невозможно. Каждый поэт волен пользоваться более объёмным списком тривиальных рифм. 

 

боль — любовь
век — человек
всегда — никогда
голубой — тобой
день — тень
друг — вдруг
душа — хороша
ели — метели
жаль — печаль
земля — тополя
кошка — окошко
красота — пустота — чистота
луна — одна — тишина
морозы — розы
народа — природа
опять — пять
синица — страница
слова — трава — права
стихи — духи
судьбе — тебе

 

Антология «Belcanto Poetry»

 

Составляется антология «Belcanto Poetry», коллекция белькантовых стихотворений. E-mail: belcantopoetry@mail.ru. 

 

Манифест в литературном еженедельнике «Поэтоград» (два раздела)


Пушина Л. Манифест о поэтическом стиле бельканто // Поэтоград. 2016. 12 октября. № 41 (246).

 

Манифест в авангардном издании «Журнал ПОэтов» (три раздела)


Пушина Л. Манифест о поэтическом стиле бельканто // Журнал ПОэтов. 2017. № 1-2 (73). С. 33. Заметка «Гений, поэзия, авангард» о № 1-2 (73) «Журнала ПОэтов».

 

Брошюра «Манифест о поэтическом стиле бельканто»

 

Пушина Л. Манифест о поэтическом стиле бельканто. 2-е издание. Под ред. Н. Ахпашевой. Екатеринбург: Издательские решения, 2019. 16 с. ISBN 978-5-4483-4742-9.


Озон

Печатное издание


Озон или ЛитРес

10 форматов


Google Play

для Windows, Mac, Android, iPad/iPhone, Barnes & Noble Nook, Aluratek e-Book Reader Pro «Libre», Kobo, Sony eReader


Amazon

для Amazon Kindle


iTunes

для Mac, iPhone, iPad

 

Манифест в книге «Замок роз»

 

Пушина Л. Манифест о поэтическом стиле бельканто // Пушина Л. Замок роз. М.: Издательско-полиграфическое объединение «У Никитских ворот», 2018.

 

Заметка «Белькантовые стихи»

 

Заметка «О чудесах и метамодернизме»

 

Книга «Замок роз»

 

Рецензии

 

Отзывы о стихах в стиле бельканто

 

Пушкин и XXI век